статья написана Чиби
для futura.rusff.me

Вряд ли для кого-то будет являться большим откровением, если я скажу, что на данный момент на ролевых просторах в ходу три системы игры: локационная, эпизодическая и смешанная. Очевидно, что смешанная есть слияние локаций и эпизодов, но вот что за локации и эпизоды, с чем их вообще едят и какая система все-таки предпочтительнее — попробуем разобраться.

Локационная система

Не самая "древняя" система, но пришлась на расцвет ролевых игр 2006-2008 г.г., а потому так любима (или, скорее, привычна) многими олдфагами того времени, которые «скучают по былым временам».
На ролевой с локационной системой игры вы найдете множество форумов, названных по ареалу местности (например, "окрестности", " школа", "центр города" и т.п.), а внутри форумов — темы, каждая из которых обозначает конкретную точку или, проще говоря, локацию (например, "лес", "озеро", "магазин Батмана", "центральная площадь" и т.п.). Игра происходит посредством перемещения персонажа из одной игровой темы (локации) в другую.

Плюсы:
• логичность и последовательность повествования, ибо нет временных и иных скачков, как в эпизодах, то есть события жизни персонажа идут одним непрерывным потоком;
• атмосферность, реалистичность, свобода передвижения;
• большое влияние случайных факторов со стороны, иными словами, в вашу игру может в любой момент вмешаться другой игрок, проходящий мимо, что опять-таки плюс к реалистичности.

Минусы:
• одновременно игрок может находиться только в одном месте, а значит отыгрывать сразу несколько сюжетов невозможно;
• возможны долгие игровые паузы, если ваш партнер по игре пропал, а уйти в другое место вы не можете или просто не очень хотите прерывать интересную сюжетную ветку;
• нужно отыгрывать все события последовательно, то есть если наступила ночь — нужно ложиться спать, наступило время уроков — отыгрываются уроки, прием пищи, как и полагается, несколько раз в день и т.д. Иными словами, приходится брать в расчет и отыгрывать иногда абсолютно неинтересные, а уж для сюжета особой ценности точно не представляющие, вещи;
• иногда сложно проследить сюжетную линию игры, так как она разбросана по разным темам;
• постоянное отслеживание времени, попытка быстрее все написать и уложиться в срок. Не совсем удобно для людей, которые ведут неторопливую игру (по 1 посту в день или реже), так как на ролевых за это время успеет смениться день и уже наступит ночь, а вы все еще сидите в кафе и завтракаете.

Эпизодическая система

Едва ли не самая древняя системы игры, но с течением времени уступила место локациям. В последнее время, правда, пользуется куда большей популярностью.
На ролевой с эпизодической системой игры вы, скорее всего, найдете один, два или максимум три-четыре форума, названные обыкновенно "свободная игра", "сюжетная игра" или как-нибудь еще похоже. В рамках этих форумов уже создаются темы-эпизоды, которые соответствуют определенному отрезку времени и жизни персонажа, то есть игроки при перемещении между местами действия не совершают переходы из одной темы в другую.

Плюсы:
• одновременно игрок может взять несколько эпизодов, а значит можно отыграть разные события с разными игроками в разное время;
• не придется сидеть без игры: в любой момент, если партнер пропадает, вы можете взять себе еще один эпизод, но уже с другим игроком, а по возвращении первого партнера продолжить отыгрыш с ним;
• можно отыгрывать только важные и интересные события, не заостряя внимания на сне, еде и прочих жизненных потребностях, которые, по сути, в рамках ролевых игр никому не интересны;
• легко прослеживается сюжетная линия, так как все посты находятся в одной теме;
• не нужно писать «переходные посты», когда игрок пытается выжать из себя ролевой минимум, дабы просто сказать, что он идет, например, в магазин;
• отыгрыш событий в теме происходит в определенном временном отрезке, то есть игрок не обязан постоянно следить за сменой времени в таблице.

Минусы:
• "скачкообразность", события жизни персонажа получаются вырванными из контекста общей истории;
• чуть менее атмосферные, чем локации, не всегда позволяют прочувствовать огромный и неописуемо прекрасный авторский мир из-за отсутствия "простора" локаций, их красивого описания и т.п.

Эпизодическая система vol.2

Под этим грифом находятся эпизоды, разделенные на несколько разделов: форумы с ареалом действия (например, все те же "окрестности", "центр города" и т.п), в которых игроки создают темы с эпизодами.
Плюсы и минусы тесно перекликаются с эпизодической системой игры. Смысла прописывать их заново нет, а потому здесь я напишу недостатки и достоинства относительно эпизодической системы.

Плюсы:
• атмосферность чуть-чуть выше, чем у обычных эпизодов, так как события уже хотя бы разделяются в рамках местности.

Минусы:
• путаность с личными и сюжетными эпизодами. Безусловно, администраторы стараются важные эпизоды каким-либо образом отделить от прочих, но все-таки это чуть менее удобно, чем с разделением в рамках эпизодической системы.

А что же лучше?

А вот на этот вопрос каждый игрок иль администратор должен ответить себе сам.
Казалось бы, все очевидно: у локационной игры куда больше минусов, чем у эпизодической. Но для кого-то фактор атмосферности является решающим в этом вопросе, а кто-то просто олдфаг и консерватор, который особо не хочет что-то менять в своей привычной игре.